Составитель: педагог – психолог: Е.Ф.Зимина
Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и другими воспитанниками
Начинать надо с группы. Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы, можно и поиграть.
Найди игрушку.
Ведущий (сначала воспитатель, потом кто-то из детей) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, и предлагает остальным найти ее. Сначала говорится: «Игрушка лежит на подоконнике в раздевалке»; затем: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати».
После того как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т. д.). Можно загадывать местоположение игрушки через функцию помещения («там моют посуду»), через действия («лежит тихо, закрыв глаза») и т. д. Затем можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и его персоналом. Начинать лучше с экскурсии по саду (целесообразней организовывать тематические экскурсии на кухню, в медицинский кабинет, в кабинет заведующей и т. д. и знакомиться с людьми, работающими там).
Чьи вещи?
Цель игры - закрепить знание имен работников детского сада. Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник - медсестра, половник - повар, стиральный порошок - прачка, гармошка - музыкальный работник и т. д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди и каждый из них забыл одну из своих вещей. Просит детей помочь разобраться, кому какая вещь принадлежит. Дети должны назвать не только профессию, но и имя хозяина вещи, например: «Этот градусник оставила Вера Александровна, наша медсестра». Когда все вещи будут «опознаны», можно раздать их детям, которые должны сыграть роли: медсестра измерит детям температуру, прачка постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т. д.
Как пройти?
Цель игры - помочь детям ориентироваться в детском саду, правильно находить то или иное помещение. Как и в предыдущей игре, вариантов может быть множество - это зависит от количества специальных помещений (кабинет логопеда, хореографический зал, изостудия, физиокабинет, кабинет психолога и т. д.) и, конечно, от вашей фантазии. (Ниже приводится примерная схема игры).
Воспитатель: у зайчика Степашки заболели уши. Что ему делать? (Пойти к врачу.) Но Степашка не знает, где находится медицинский кабинет. Надо ему помочь. Сначала дети должны описать путь докабинета, например: спуститься на первый этаж, свернуть налево, пройти по коридору, первая дверь налево - медицинский кабинет (если дети еще не знакомы с понятиями «налево», «направо», можно ориентироваться на какие-либо предметные признаки: после нарисованного на стене волка повернуть, на двери медицинского кабинета нарисован красный крест и пр.). После этого двум-трем детям предлагается «проводить» Степашку к врачу. Вылеченный Степашка (забинтованные уши) благодарит детей за помощь и передает от врача пожелание не болеть и витамины для всех детей.
Игры, направленные на сближение детей
друг с другом и воспитателем
Давай познакомимся!
Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит в руках мяч (лучше надувной, так как он легкий и яркий, красочный, что, безусловно, привлекает малышей). Ребенок ловит мяч, называет свое имя и бросает мяч следующему участнику игры и т. д.
Раздувайся, пузырь!
Воспитатель предлагает всем детям сесть на стулья, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя. Взрослый ласково повторяет его, берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему ребенку и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но громко, предлагает и ему присоединиться и дать руку. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они захотят быть в коллективе.
Дети образуют длинную цепочку. Воспитатель берут за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! - говорит взрослый. - А теперь давайте сделаем маленький кружок».
Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят звук «ф-ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяют два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь,
Оставайся такой,
Раздувайся большой,
Да не лопайся!!!
Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотягивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются к центру. После этого игра повторяется.
Лови-лови!
К палочке длиной 0,5 или 0,75 м на шнурке прикрепляется легкий и удобный для хватания предмет - мягкий поролоновый мячик, лоскуток, мешочек и т. д. Перед началом игры воспитатель показывает эту палочку. Опуская и поднимая ее, он предлагает детям встать в кружок, а сам же становится в центр. «Лови-лови!» - говорит воспитатель и приближает подвешенный к палке мячик то к одному, то к другому ребенку. Когда тот пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ребенок подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, воспитатель старается вовлечь в эту забаву всех детей. Допустимо, чтобы предмет одновременно ловили несколько ребят. Поиграв немного таким образом, можно слегка изменить правила. Так, дети по очереди ловят мячик, пробегая друг за другом мимо палки. Тот, кто достигнет цели, становится позади воспитателя, обхватив его руками. Постепенно образуется цепочка детей, успешно справившихся с зданием. Делая несколько шагов по комнате, цепочка по сигналу «беги на место!» рассыпается. Дети садятся на свои места, потом снова выстраиваются друг за другом, и можно начинать игру сначала.
Чей голосок?
Дети садятся полукругом, ведущий - спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает по имени ведущего, который, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Сначала дети окликают ведущего своим обычным голосом; со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса.
Расскажи стихи руками.
В эту игру можно играть бесконечно: ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (почему только руками?Всем телом!), - великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию отношений с воспитателем, основанных на доверии.
Воспитатель читает стихотворение, затем, читая его еще раз, выполняет определенные движения, потом еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с детьми. Когда они поймут принцип игры, то сами начнут выдумывать движения - это необходимо поощрять.
ЗАЙКА
Заинька-зайка, (Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.)
Маленький зайка, (Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.)
Длинные ушки, (Дети приставляют ладошки к голове -«ушки».)
Быстрые ножки. (Побежали.)
Заинька-зайка, (Движения повторяются.)
Маленький зайка, (Дети обхватывают себя руками, изображая страх.)
Деток боишься,
Зайка-трусишка. (Дрожат.)
МИШКА
Мишка, мишка косолапый, (Приподнять плечи, руки округлить,
Мишка по лесу идет, (носки ног внутрь, идти переваливаясь.)
Мишка хочет сладких ягод, (Погладить себя по животу, облизнуться.)
Да никак их не найдет. (Оглянуться по сторонам, пожать плечами.)
Вдруг увидел много ягод (Показать указательным пальцем, на лице - восторг.)
И тихонько зарычал. (Двумя руками «собирать»ягоды в рот.)
Подошли к мишутке детки, (Помаршировать.)
Мишка громко зарыдал. (Кулачками потереть глаза,изобразить плач.)
Совместные игры с детьми:
Игра «Обведу карандашом руку твою и тебе подарю», «Телефон - позвони маме».
Обыгрывание ситуации с помощью конструктора и игрушек.
Групповые занятия на стимуляцию обучения, на организацию взаимодействия со сверстниками, познание себя и других:
-техника поочередного напряжения и расслабления основных мышечных групп;
-сюжетная игра «Гуляем в парке, бегаем по лужайке плаваем в речке, играем с водой, брызгаемся лежим на песке - загораем»;
-потешки «Сорока-ворона», «Ладушки» (снятие эмоционального напряжения), массирование пальцев;
-танцы под веселую музыку.
Солнышко и дождик
В качестве домика используются стол, стул, круг, очерченный мелом, угол комнаты. Водящий говорит: «На небе солнышко, можно идти гулять». Игроки прыгают, танцуют. При словах водящего: «Дождик начинается, скорей домой!» - дети должны разбежаться по своим домикам.
Уточка
Взрослый в этой игре принимает роль уточки, а дети - утят, которые ходят за уточкой хвостиком. Уточка зовет утят скороговоркой:
Быстрей, быстрей, утятки,
Быстрей, быстрей, дикие перышки.
Утята выстраиваются друг за другом вслед за уточкой и ходят за ней по комнате, преодолевая различные препятствия - проползая под стулья, перелезая через скамейки и т. д.
Гуси летят
Взрослый в этой игре водящий. Он называет различных птиц, которые летают: «утки летят», «гуси летят» и т. д. Дети после этих слов должны поднять руки и помахать «крыльями», если названная птица, действительно, летает.
Платочек
Играющие становятся в круг и водят хоровод. По окончании музыки или просто в какой-то момент водящий подбрасывает вверх носовой платок. Задача других игроков - поймать его. Кто первым поймает платок, тот и выиграл!
Поиски клада
Спрячьте в комнате какую-нибудь сладость или игрушку. Заинтересуйте ребенка тем, что «клад» очень вкусный или очень приятный для него. Затем обрисуйте место, где надо его искать.
Как тебя зовут
Ведущий дает игроку или игрокам имена: Пуговица, Метла и т. д. После этого он задает игроку вопросы, на которые тот должен отвечать одним словом - своим именем.
Кузовок
Для этой игры нужно взять корзинку или предмет, заменяющий ее. Играющие должны как бы класть по очереди в корзинку разные предметы. Условие: названия предметов должны начинаться на оду букву. Например, кладем в корзинку предметы на букву «а»: апельсин, арбуз, азбуку и т. д.
«Что это?»
Для детей этой игры понадобится платок, игрушки или различные мелкие предметы. Участники игры по очереди завязывают глаза и на ощупь пытаются определить, что за предмет им дали.