Умные пальчики

вт, 28.04.2020

Давно есть ответ на вопрос: в чем заключается влияние пальцев на развитие речи?

На основе обследования сотрудниками Института физиологии детей и подростков АПН большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Наши прабабушки это знали: очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки и песенки.

И мы сегодня современным родителям советуем стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Далее упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Так, малышам можно давать катать пальчиками шарики различного диаметра, крупные бусы. Заниматься конструированием из кубиков, бельевых прищепок, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, фасоль, горох, спички. Далее более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения с речевым и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют. «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. «Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

«Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу. «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

И.Ю. Литвинова,
учитель-логопед

Данный сайт использует «cookie» и сторонние интернет-сервисы для сбора информации технического характера и статистической информации. Ok