Семинар-практикум учителя-логопеда «Звуковая культура речи»
Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.
Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи? Как развивается фонематический слух в норме и как предотвратить его нарушение у ребенка?
Такие актуальные вопросы с педагогами детского сада обсуждались и раскрывались на семинаре-практикуме учителем-логопедом.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения в школе.
Фонематический слух – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку.
Уже на втором году жизни у малышей активно развивается фонематический слух. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
Наша задача – дать возможность помочь ребенку самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.
Педагогам было предложена «Фонематическая лестница», а её ступеньки сопровождали интересные традиционные и новые игры и упражнения, помощью которых можно активно развивать фонематические процессы.
Учитель-логопед Ирина Юрьевна Литвинова