Оздоровительный режим дня должен быть построен с учетом особенностей соматического и нервно-психического здоровья детей, возрастных различий, эмоционального состояния и других внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на организм ребенка.
Соблюдение стройной системы стереотипно повторяющихся режимных моментов – это принципорганизации рационального режима дня (время приема пищи, продолжительности дневного (1,5 – 2 часа) и ночного (10-11 часов) сна, время укладывания на сон,общая длительность ежедневного пребывания ребенка на свежем воздухе (до 4-5 часов).
Это регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамическая, изменяющаяся в зависимости от воздействия среды.
Такой режим способствует развитию у детей хорошей адаптации (приспособлении) к меняющимся условиям.
В период биологической весны (когда увеличивается продолжительность светового дня, возрастает солнечная активность, напряжение магнитного поля Земли) заметно меняются биоритмы большинства функций организма.
Внутренние биологические часы детского организма активно реагируют на это: весной организм ребенка становится менее устойчивым к различным неблагоприятным воздействиям, в том числе к перепадам погоды, следствием чего являются повышение возбудимости нервной системы, сокращение количества гормонов эндокринных желез и желудочно-кишечного тракта. Все это в конечном итоге ведет к снижению иммунитета, к подъему различного рода воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей и легких, заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Рациональный режим дня – это организация всех видов деятельности и отдыха в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями и возможностями детского организма и в соответствии с его состоянием здоровья в различные сезоны года.
Признаки правильно составленного режима дня: