Информационные системы и информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
Информатизация дошкольного образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
В настоящее время в нашем детском саду большое внимание уделяется улучшению материально-технической базы. На данный момент в детском саду имеются 18 компьютеров, 13 ноутбуков с возможностью выхода в Internet после установки Wi Fi – сети, мультимедийные проекторы с экраном и другая оргтехника. В трех группах и кабинете специалистов имеются интерактивные доски, приобретено программное обеспечение. В детском саду накоплен фото и видеоматериал о жизни в группах, о праздниках и развлечениях наших детей, открытых занятиях и других мероприятиях в ДОУ. Использование информационных технологий способствует программному обеспечению воспитательно-образовательного процесса и управленческой деятельности. В ДОУ создан электронный банк данных.
В МБДОУ детский сад "Белый медвежонок" исключен доступ обучающихся к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям. Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети доступны только для педагогов.
В электронном формате в программе Word педагоги ведут перспективное и календарное планирование педпроцесса.
Информационно-коммуникационные технологии педагоги активно используют и в организации образовательного процесса с детьми. Теперь на занятиях возможно использовать красочные учебные презентации для детей, фрагменты мультфильмов, фильмов, видеороликов и другой демонстрационный материал.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко соблюдающие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к ИКТ. Учитывая это, нашей первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Кроме этого, информационные технологии активно используются и при организации взаимодействия с родителями воспитанников. При проведении родительских собраний, заседания Семейного клуба МБДОУ «Дружная семья» использование мультимедийного оборудования позволило представить вниманию родителей видеоролики и зарисовки о жизни детей в детском саду, презентации о правильном питании, о подготовке детей к обучению в школе. Так же необходимую информацию о работе ДОУ, которое посещает ребенок, родители могут получить в автоматизированной информационной системе «Сетевой город. Образование» и на сайте детского сада. Имя официального сайта детского сада: http://taz-bm.ru.
Для оказания населению муниципальных услуг в сфере образования в детском саду используется автоматизированная информационная система «Е-услуги. Образование» (далее - АИС), которая призвана дать возможность в электронном виде оказывать:
Все данные услуги перечислены в распоряжении Правительства РФ от 17.12.2009г. №1993-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 07.09.2010г. №1506-р) «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».
Тем самым обеспечивается информационная прозрачность системы образования. Родители получают возможность в любой момент времени получать полную и достоверную информацию об образовательной организации, а также контролировать соблюдение прав ребёнка при комплектовании классов общеобразовательных организаций.
Тем самым обеспечивается информационная прозрачность системы образования. Родители получают возможность в любой момент времени получать полную и достоверную информацию об образовательной организации, а также контролировать соблюдение прав ребёнка при комплектовании групп дошкольного учреждения.
Педагоги нашего учреждения непрерывно занимаются самообразованием, используя с этой целью различные сайты. Сайтов для педагогов детского сада очень много и все они призваны помочь в организации образовательного процесса. С их помощью педагог может разнообразить свою деятельность, повысить свою компетентность, сделать жизнь детей в детском саду более яркой и запоминающейся. Наиболее востребованы и популярны из них такие, как «Дошкольник», «Дошколёнок», «Фестиваль педагогических идей Открытый урок», «Профессиональные конкурсы для педагогов ДОУ», Электронный педагогический журнал «Помощник учителю», Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ», Интернет-площадка центра педагогических технологий им К.Д. Ушинского «Новое образование», Интеллектуально-творческий потенциал России, Портал для детей, родителей и педагогов «О ДЕТСТВЕ» и многие другие.
Используя ИКТ, воспитатели и специалисты ДОУ постоянные участники различных Всероссийских и Международных конкурсов педагогического мастерства, которые рассчитаны на широкую аудиторию, позволяют обменяться опытом и призваны объединить педагогов дошкольных образовательных учреждений на территории Российской Федерации в единую информационную сеть и конкурсное движение.
Так, конкурсные работы наших педагогов вошли в изданные сборники серии «Инновационные родительские собрания» и «Увлекательно готовим ребёнка к школе», где были опубликованы лучшие материалы. Так же педагоги ДОУ обменялись опытом в Международных открытых конкурсах «Инновационные педагогические технологии – 2012» по нравственному воспитанию дошкольников и «Инновационные педагогические технологии – 2013» по комплексно-тематическому планированию и работе с родителями. Благодаря ИКТ педагоги ДОУ участвуют в международных экспериментально-творческих группах педагогов России, используя современные технологии развивают свой творческий потенциал.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к детскому саду, видя их жизнь изнутри, стали активнее участвствовать в групповых проектах.