Доступная среда

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной и дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество.

2019


***

 

Изменения правил размещения на официальном сайте образовательной организации
на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 г. № 575

Вносимые дополнения

Особенности реализации

 

1.

Информация о реализуемых адаптированных образовательных программах

Адаптированная образовательная программа формируется при поступлении в МБДОУ ребенка-инвалида и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптированная образовательная программа воспитания и обучения проектируется с опорой на ряд принципов:

  • принцип ориентации на возможности дошкольника, то есть индивидуально-психологические, клинические особенности ребенка с ОВЗ;
  • принцип дозированности объема изучаемого материала;
  • принцип линейности и концентричности;
  • принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содержания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение последовательности в изучении тем, введение корректировки.

В настоящее время МБДОУ посещает ребёнок с нарушением опорно-двигательного аппарата и ребёнок с нарушением слуха. На основе выше перечисленных принципов составлены и реализуются АОП для детей с ОВЗ данной категории

; .

В детском саду функционирует логопедический пункт, в который зачисляются дети с нарушениями речи на основании заключений районной психолого-медико-педагогической комиссии. Коррекционная работа проводится по рабочим программам учителя-логопеда

и педагога-психолога

 

2.

Информация об использовании при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Освоение образовательных программ предусматривает очную форму без применения дистанционных технологий

 

3.

Информация о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В ДОУ имеет место инклюзивное образование: функционируют 4 разновозрастные группы (раннего возраста, младшего-среднего, старшего и подготовительного к школе) общей направленности, которые посещают дети-инвалиды и дети с ОВЗ (нарушениями речи).

Согласно Паспорту доступности объекта http://taz-bm.ru/sveden/education/512/ социальной инфраструктуры

(корпус 1, корпус 2) ДОУ признано доступным для всех категорий инвалидов.

Учебные (групповые) помещения, объекты для проведения практических занятий, объекты спорта, средства обучения и воспитания в ДОУ приспособлены для использования лицами с нерезко выраженными отклонениями в развитии двигательной, сенсорной сферы.

Коррекционная работа в ДОУ строится на основе индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей. С детьми-инвалидами работают два тьютора http://taz-bm.ru/425/523/

 

4.

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Согласно Паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры ДОУ http://taz-bm.ru/sveden/education/512/ признано доступным для всех категорий инвалидов. В здание ДОУ обеспечен доступ лиц с нерезко выраженными отклонениями в развитии двигательной, сенсорной сферы. Территория ДОУ соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей, обеспечения доступа к зданиям и сооружениям, расположенным на нём.

 

5.

Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В ДОУ предусмотрены помещения для приёма пищи, снабжённые соответствующей мебелью.

Воспитанники из числа детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются 5-ти разовым питанием. Организация питания соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим порядок оказания данной услуги.

 

6.

Условия охраны жизни и здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В ДОУ созданы все необходимые меры и условия охраны жизни и здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с нерезко выраженными отклонениями в развитии двигательной, сенсорной сферы.

План воспитательно-образовательной работы и расписание индивидуальных занятий с разными категориями воспитанников в ДОУ предусматривают широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. При планировании работы используются наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае.

Приоритетным направлением деятельности ДОУ является оздоровительное. Медицинское обслуживание детей в ДОУ обеспечивается специально закрепленным органами здравоохранения за ДОУ медицинской сестрой.

Оценка состояния здоровья детей проводится на основании текущих наблюдений и по итогам ежегодных профилактических осмотров медицинскими специалистами в соответствии с утвержденным графиком ГБУЗ ЯНАО «Тазовской ЦРБ», с которой заключен договор о сотрудничестве. По их показаниям дети направляются и к другим врачам-специалистам.

 

7.

Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Версия для слабовидящих

Кнопка для перехода в режим находится наверху (файл с пояснением во вложении).

 

8.

Электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Динамическая энерго – нейро - стимуляция «ДЕНС»

Устройство связи с объктам УСО-01 (индикатор компьютерный полиграфический)

 

 

9.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания в ДОУ не имеется. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Детям-инвалидам предоставлены сопровождающие лица - тьюторы. Для организации образовательной, игровой, оздоровительной деятельности с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты, сухой бассейн, релаксационное оборудование. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.

 

10.

Информация о наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежитие и интернат не предусмотрены.

 

Нормативно-правовая база по обеспечению условий доступности для лиц с ограниченными физическими возможностями

  • Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» с дополнениями и изменениями
  • Конвенция «О правах инвалидов»
  • Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
  • Федеральный закон РФ от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1309 от 9 ноября 2015 г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
  • Приказ от 15 октября 2015г. № 723н «Об утверждении формы и порядка представления органами исполнительной власти субъектов индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида». (
  • Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы.
  • Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».
  • Приказ о назначении ответственного сотрудника по обеспечению условий доступности информатизации об услугах образовательного учреждения для инвалидов и оказания им необходимой помощи.
  • Приказ о назначении ответственных за организацию работ по реализации перечня мероприятий индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка - инвалида)

Условия для детей с ОВЗ и инвалидов в ДОУ

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предоставляет большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Каждый ребенок инвалид и ребёнок с ОВЗ должен иметь возможность реализовать свое право на получе­ние образования в любом типе образовательного учреждения и получать при этом необходимую ему специализированную помощь.

Коллектив нашего дошкольного учреждения проводит работу с детьми-инвалидами и с детьми с ОВЗ, их родителями таким образом, чтобы они чувствовали себя полноправными участниками общего дела и были так же успешны, как каждый из их сверстников. Психолого-педагогическая деятельность учреждения нацелена на достижение федеральных требований к качеству дошкольного образования, преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития у детей, обеспечения равных стартовых возможностей.

В МБДОУ детский сад «Белый медвежонок» реализуется адаптированная образовательная Программа для детей инвалидов и детей с ОВЗ, которая обеспечивает создание условий для воспитания и образования детей инвалидов и детей с ОВЗ, всестороннего развития в целях обогащения социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников и охватывает все направления развития личности детей (образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:

Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.

Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы специалистов ОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ.

Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.

В основу организации образовательного процесса положен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в совместной деятельности детей.

Образовательное содержание гармонично входит в мир современного ребенка через его взаимодействие с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом.

Основное образовательное содержание адаптированной программы реализуется в повседневной жизни, в совместной деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Педагоги наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включают каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций.

Инновационные технологии, методы и средства:

  • ИКТ, метод моделирования,
  • социо-игровые методы и приемы,
  • проблемный метод обучения,
  • проектная деятельность,
  • метод моделирования,
  • деятельностный подход,
  • сказкотерапия, пескотерапия,
  • театрально-игровая деятельность,
  • приемы Мнемотехники,
  • здоровьесберегающие технологии,
  • динамические паузы,
  • разминка для пальцев,
  • упражнения для глаз,
  • дыхательная гимнастика,
  • релаксационные паузы,
  • психогимнастика,
  • музыкотерапия,
  • пальцевый массаж.

При использовании специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

Формами организации образовательной деятельности с детьми являются подгрупповые занятия, занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. Реализация этих форм предполагает оказание адекватной и эффективной коррекционной помощи каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями группой специалистов ДОУ.

При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решаются поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции об­разовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, дети инвалиды и дети с ОВЗ учатся действовать по подражанию, по показу, по образцу и по словесной инструкции. Формирование трудовой деятельности детей с ОВЗ осуществляется с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей.

Эффективность коррекционной работы в ДОУ обеспечивают следующие условия: систематичность проведения; распределение материала в порядке нарастающей сложности; подчинённость заданий выбранной цели; чередование и вариативность различных методов и приемов, и т.д.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства соблюдаются специальные условия воспитания и обучения детей инвалидов и детей с ОВЗ.

С учетом особых образовательных потребностей детей в детском саду созданы следующие условия:

  • создана безбарьерная среда жизнедеятельности;
  • обеспечен доступ в здания обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ;
  • осуществляется профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогов к работе с детьми;
  • соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.);
  • организовываются коррекционно-развивающие занятия по коррекции нарушенных психических функций;
  • осуществляется работа по формированию навыков самообслуживания и гигиены, питания, охраны здоровья у детей с помощью сопровождения детей тьюторами;
  • оказывается логопедическая помощь по коррекции речевых расстройств;
  • подбирается мебель, соответствующая потребностям детей;
  • предоставляется ребенку возможность передвигаться по ДОУ тем способом, которым он может, и в доступном для него темпе;
  • проводится целенаправленная работа с родителями детей инвалидов и детей с ОВЗ, обучаются доступным приемам коррекционно-развивающей работы;
  • формируется толерантное отношение к детям с ОВЗ и детям инвалидам у нормально развивающихся детей и их родителей;
  • привлекается персонал, оказывающий физическую помощь детям при передвижении по ДОУ, принятии пищи, пользовании туалетом и др.;
  • привлекаются дети к участию в совместных досуговых и спортивно-массовых мероприятиях;
  • используются современные педагогические технологии, в том числе ИКТ, ТСО коллективного и индивидуального пользования для оптимизации образовательного процесса;
  • формируется уважение взрослых к человеческому достоинству детей, поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • образовательная деятельность организована на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • укрепляется физическое и психическое здоровье детей;
  • соблюдаются санитарно-гигиенические правила и нормы.
  • родители проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;
  • родители включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка;
  • специалисты участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения;
  • используются специальные учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие всех видов детской де­ятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и станов­ление личности ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада построена в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей, обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, предоставляет возможности для общения и целенаправленной, разнообразной совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности, которые могут трансформироваться: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей, меняться, дополняться и объединяться.

ДОУ имеет необходимые условия для всех видов образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

  • помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых, и других детей;
  • оснащение развивающей предметно-пространственной среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста,
  • мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.

Для стимуляции детской активности воспитатели, специалисты используют принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО:

  • Среда должна быть безопасной.
  • Среда должна быть комфортной и уютной.
  • Среда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами таким образом, чтобы у детей были оптимальные возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно.
  • Развивающая среда группы должна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности).
  • Среда должна быть информативной.
  • Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей.

Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители:

  1. Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.
  2. Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.
  3. Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело.
  4. Эффективно работают как единая профессиональная команда для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного маршрута развития ребенка (ИОМ).
  5. Педагоги и специалисты работают в качестве наставников с новыми педагогами, чтобы улучшить как свою собственную профессиональную компетентность, так и нового педагога.

Можно с уверенностью сказать, что педагогический коллектив детского сада расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

 
Создание сайта «СофтМажор»