Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной и дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество.
2019
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) № 1 (корпус 1)
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) № 2 (корпус 2)
***
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) № 2451
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) № 1
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) № 2
Анкета (информация об объекте социальной инфраструктуры) к паспорту доступности ОСИ № б/н
Анкета (информация об объекте социальной инфраструктуры) к паспорту доступности ОСИ № б/н
Приложения к актам обследования ОСИ к паспортам доступности № 1, № 2
Изменения правил размещения на официальном сайте образовательной организации
на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 г. № 575
№ |
Вносимые дополнения |
Особенности реализации |
1. |
Информация о реализуемых адаптированных образовательных программах |
Адаптированная образовательная программа формируется при поступлении в МБДОУ ребенка-инвалида и детей с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированная образовательная программа воспитания и обучения проектируется с опорой на ряд принципов:
В настоящее время МБДОУ посещает ребёнок с нарушением опорно-двигательного аппарата и ребёнок с нарушением слуха. На основе выше перечисленных принципов составлены и реализуются АОП для детей с ОВЗ данной категории http://taz-bm.ru/files/docs/education/obr-programmy/programma.pdf; http://taz-bm.ru/files/docs/1-3-1.pdf. В детском саду функционирует логопедический пункт, в который зачисляются дети с нарушениями речи на основании заключений районной психолого-медико-педагогической комиссии. Коррекционная работа проводится по рабочим программам учителя-логопеда http://taz-bm.ru/files/rabochie-programmy/10.pdf и педагога-психолога http://taz-bm.ru/files/rabochie-programmy/pedagog-psikholog.pdf |
2. |
Информация об использовании при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Освоение образовательных программ предусматривает очную форму без применения дистанционных технологий |
3. |
Информация о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
В ДОУ имеет место инклюзивное образование: функционируют 4 разновозрастные группы (раннего возраста, младшего-среднего, старшего и подготовительного к школе) общей направленности, которые посещают дети-инвалиды и дети с ОВЗ (нарушениями речи). Согласно Паспорту доступности объекта http://taz-bm.ru/sveden/education/512/ социальной инфраструктуры (корпус 1, корпус 2) ДОУ признано доступным для всех категорий инвалидов. Учебные (групповые) помещения, объекты для проведения практических занятий, объекты спорта, средства обучения и воспитания в ДОУ приспособлены для использования лицами с нерезко выраженными отклонениями в развитии двигательной, сенсорной сферы. Коррекционная работа в ДОУ строится на основе индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей. С детьми-инвалидами работают два тьютора http://taz-bm.ru/425/523/ |
4. |
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Согласно Паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры ДОУ http://taz-bm.ru/sveden/education/512/ признано доступным для всех категорий инвалидов. В здание ДОУ обеспечен доступ лиц с нерезко выраженными отклонениями в развитии двигательной, сенсорной сферы. Территория ДОУ соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей, обеспечения доступа к зданиям и сооружениям, расположенным на нём. |
5. |
Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
В ДОУ предусмотрены помещения для приёма пищи, снабжённые соответствующей мебелью. Воспитанники из числа детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются 5-ти разовым питанием. Организация питания соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим порядок оказания данной услуги. |
6. |
Условия охраны жизни и здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
В ДОУ созданы все необходимые меры и условия охраны жизни и здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с нерезко выраженными отклонениями в развитии двигательной, сенсорной сферы. План воспитательно-образовательной работы и расписание индивидуальных занятий с разными категориями воспитанников в ДОУ предусматривают широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. При планировании работы используются наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае. Приоритетным направлением деятельности ДОУ является оздоровительное. Медицинское обслуживание детей в ДОУ обеспечивается специально закрепленным органами здравоохранения за ДОУ медицинской сестрой. Оценка состояния здоровья детей проводится на основании текущих наблюдений и по итогам ежегодных профилактических осмотров медицинскими специалистами в соответствии с утвержденным графиком ГБУЗ ЯНАО «Тазовской ЦРБ», с которой заключен договор о сотрудничестве. По их показаниям дети направляются и к другим врачам-специалистам. |
7. |
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Версия для слабовидящих Кнопка для перехода в режим находится наверху (файл с пояснением во вложении). |
8. |
Электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Динамическая энерго – нейро - стимуляция «ДЕНС» Устройство связи с объктам УСО-01 (индикатор компьютерный полиграфический)
|
9. |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания в ДОУ не имеется. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Детям-инвалидам предоставлены сопровождающие лица - тьюторы. Для организации образовательной, игровой, оздоровительной деятельности с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты, сухой бассейн, релаксационное оборудование. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. |
10. |
Информация о наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Общежитие и интернат не предусмотрены. |
Нормативно-правовая база по обеспечению условий доступности для лиц с ограниченными физическими возможностями |
|
Условия для детей с ОВЗ и инвалидов в ДОУ
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предоставляет большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.
Каждый ребенок инвалид и ребёнок с ОВЗ должен иметь возможность реализовать свое право на получение образования в любом типе образовательного учреждения и получать при этом необходимую ему специализированную помощь.
Коллектив нашего дошкольного учреждения проводит работу с детьми-инвалидами и с детьми с ОВЗ, их родителями таким образом, чтобы они чувствовали себя полноправными участниками общего дела и были так же успешны, как каждый из их сверстников. Психолого-педагогическая деятельность учреждения нацелена на достижение федеральных требований к качеству дошкольного образования, преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития у детей, обеспечения равных стартовых возможностей.
В МБДОУ детский сад «Белый медвежонок» реализуется адаптированная образовательная Программа для детей инвалидов и детей с ОВЗ, которая обеспечивает создание условий для воспитания и образования детей инвалидов и детей с ОВЗ, всестороннего развития в целях обогащения социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников и охватывает все направления развития личности детей (образовательные области):
Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:
Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.
Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы специалистов ОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ.
Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.
В основу организации образовательного процесса положен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в совместной деятельности детей.
Образовательное содержание гармонично входит в мир современного ребенка через его взаимодействие с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом.
Основное образовательное содержание адаптированной программы реализуется в повседневной жизни, в совместной деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Педагоги наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включают каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций.
Инновационные технологии, методы и средства:
При использовании специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
Формами организации образовательной деятельности с детьми являются подгрупповые занятия, занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. Реализация этих форм предполагает оказание адекватной и эффективной коррекционной помощи каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями группой специалистов ДОУ.
При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решаются поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, дети инвалиды и дети с ОВЗ учатся действовать по подражанию, по показу, по образцу и по словесной инструкции. Формирование трудовой деятельности детей с ОВЗ осуществляется с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей.
Эффективность коррекционной работы в ДОУ обеспечивают следующие условия: систематичность проведения; распределение материала в порядке нарастающей сложности; подчинённость заданий выбранной цели; чередование и вариативность различных методов и приемов, и т.д.
Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства соблюдаются специальные условия воспитания и обучения детей инвалидов и детей с ОВЗ.
С учетом особых образовательных потребностей детей в детском саду созданы следующие условия:
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада построена в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей, обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, предоставляет возможности для общения и целенаправленной, разнообразной совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности, которые могут трансформироваться: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей, меняться, дополняться и объединяться.
ДОУ имеет необходимые условия для всех видов образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Для стимуляции детской активности воспитатели, специалисты используют принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО:
Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители:
Можно с уверенностью сказать, что педагогический коллектив детского сада расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.
- о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:
Интернат и общежитие , в том числе приспособленных для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья , отсутствуют.
- о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В МБДОУ детский сад "Белый медвежонок" общежитие и интернат не предоставляет.