Тьютор

Как помочь ребенку? Очень просто!
Ему надо каплю сердца подарить.
Ведь пока он маленького роста,
Ему в чудо верить хочется и жить.
Стать волшебником порой легко и просто
Если от беды не отводить глаза
И тогда болезнь у маленького ростом
Вдаль уйдет, как внешняя гроза…

АБДУЛЛАЕВА

Боюкханым (Ханум) Азер кызы

КАДИМОВА

Надежда Ильдаровна

 

Кто такой тьютор?

Это особый педагог, главная цель которого помочь ребенку научиться находить средства самостоятельного достижения поставленных целей. Тьютор стремиться научить ребенка свободе и самостоятельности, осознавать свои цели и понимать свои возможности, находить недостающие ресурсы для достижения своих целей.

Тьютор – это человек, который очень аккуратно идет рядом с ребенком, обеспечивая поддержку в трудную минуту, и отходя в сторону, когда ребенок может справиться сам. Тьютор создает в детском саду такую ситуацию своего взаимодействия с ребенком, чтобы особый ребенок сам осознавал свой интерес, и сам понимал, чего он хочет добиться.

Цели деятельности

Успешное включение ребенка с особыми образовательными потребностями в среду детского сада и те виды деятельности, которые он организует.

Задачи тьютора

  • сопровождение ребёнка в его жизненной среде, помощь в организации её развивающего характера;
  • подготовка условий для образования особого ребёнка в системе МБДОУ детский сад «Белый медвежонок»;
  • занятия с ребёнком по формирования личностных компетенций;
  • партнёрство с семьёй в вопросах развития и образования ребёнка, рекомендации в подборе развивающих, коррекционных и образовательных материалов;
  • правовая и образовательная поддержка семьи в реализации прав ребёнка во всех социальных институтах.

Тьютор в нашем детском саду

В нашем детском саду тьютор не управляет ребенком как механизмом или даже как подчиненным, а сотрудничает с ним. Тьютор не исправляет, а направляет; не указывает на ошибки, а дает состояться ошибкам под своим присмотром и помогает с ними справиться, ребенок сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал со своим «наставником».

А в некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребенком просто жизненно необходимо: ребенок плохо видит, нуждается в физической помощи из-за нарушений опорно-двигательного аппарата, частично не может себя обслуживать, либо же у него не сформированы механизмы саморегуляции (малыш не может сам успокоиться, не может уснуть, или наоборот с огромным трудом просыпается). Эти дети могут успешно воспитываться в детском саду вместе со здоровыми сверстниками, но им нужен наставник, который приучит к самостоятельности и поможет в трудный момент.

Тьютор выполняет благородную миссию, показывая как нужно относиться к деткам, которые отличаются от других. Здоровые дети перестанут прятаться от чужих проблем, научатся помогать своим товарищам с ограниченными возможностями, а особые детки поймут: они не одиноки и вполне могут самостоятельно выжить в этом мире.

  

  

   
     

Роль игры в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Игра – один из самых доступных детям видов деятельности, который может эффективно использоваться взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников  с ОВЗ. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Игра – это радость общения, дающая ощущение полноты жизни, которая не в меньшей степени важна тем людям, возможности которых ограничены в силу тех или иных причин.
Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. 
В игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Благодаря ощущению радости движения ребенок с ОВЗ  играет, не подозревая, что осваивает какие-то знания, овладевает навыками действий с определенными предметами, учится культуре общения друг с другом, познает свои физические возможности. Использование подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Кроме того, подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.
В сюжетно-ролевой игре ребенок учится взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры способствует развитию речи и воображения ребенка. Включение в игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи. Также нельзя недооценивать позитивное влияние музыкальных игр, которые способствуют не только эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей с ОВЗ, но и помогают формированию речевых и дыхательных, а также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания.
Детям с ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).
Развивающие игры – это головоломки, логические игры с кубиками, игры, развивающие мелкую моторику пальцев рук, расширяющие кругозор малыша и дающие ему энциклопедические знания, способствующие обучению навыкам чтения и письма. Развивающие игры  разнообразны по своему содержанию, объединяют  один из основных принципов обучения - от простого к сложному, создают атмосферу свободного и радостного творчества. К развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Она дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
Игра занимает большую часть жизни дошкольника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить.

Гимнастика для глаз (картотека)

Малоподвижные игры (картотека)

Рекомендации педагогам по развитию детей с ОВЗ

Рекомендации родителям по развитию и воспитанию детей с ОВЗ

Циклограмма работы тьютора

Консультация для родителей "Отношение к инвалидам"

Памятка для родителей детей с ОВЗ

Что нужно знать родителям детей с ограниченными возможностями

Занятие-игра "Играем в мячики"

Конспект занятия "Драматизация сказки "Репка"

Сказочки - про пальчики

Памятка "В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья"

Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов

Консультация для родителей "Крупная польза мелкой моторики"

Консультация для родителей детей с ОВЗ «Развитие мелкой моторики»

Данный сайт использует «cookie» и сторонние интернет-сервисы для сбора информации технического характера и статистической информации. Ok